День в истории: Первая выставка импрессионистов открылась в Париже 15 апреля 1874 года

15 апреля 1874 года в 10 утра в помещении бывшей мастерской фотографа Надара на углу улицы Дону и бульвара Капуцинок открылась выставка, после которой заговорили об «импрессионизме».
 
Термин «импрессионизм» происходит от французского слова impression – «впечатление».
 
Инициаторами выставки стали Клод Моне и Базиль. В конце 60-х - начале 70-х они оба работали над полотнами, полными света. Над похожими мотивами – в основном пейзажами стали работать и Ренуар, Сезанн и Писсарро. В этот же период завсегдатаи знаменитого парижского кафе Гербуа, которое объединяло художников, писателей и критиков молодого поколения, ищущих новые направления в искусстве, познакомились с известным парижским торговцем картин Дюран-Рюэлем, организовавшим приобретение и продажу полотен Эдуарда Мане, Клода Моне, Писсарро, Сислея, Дега и Ренуара. Эти продажи возбудили интерес к творчеству художников. Их стали объединять по принципу похожей техники – наложение красочных мазков на полотно. После колебаний и длительных дискуссий, полотна было решено представить как выставку «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов». Подбором участников выставки занялись Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега и Берта Моризо. Им удалось привлечь еще 24 художника. Всего на выставку было отобрано 165 полотен.
 
Новый импрессионизм
Ларисы Нури
 
«У меня нет любимого цвета в палитре, как у меня нет любимых букв в алфавите. Но важно то, что они могут построить осмысленные предложения. Мои последние серии триптихов - это новеллы, сделанные из различных фрагментов материалов и оттенков цвета, это как истории из отдельных фраз, которые имеют смысл и обогащены гармонией», - рассказывает художница. Читайте далее
 
Среди них были пейзажи Овера, написанные Сезанном, картины с изображением скачек, танцовщицы Дега, три пейзажа Гийомена, пейзажи Писсарро и Сислея, шесть полотен Ренуара и пять картин Клода Моне. Одна из картин Моне под названием «Впечатление. Восход солнца» и дала жизнь термину «импрессионизм». Термин появился с легкой руки арт-критика Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон в журнале Le Charivari «Выставка импрессионистов». Таким образом, журналист хотел высказать свое пренебрежение, но впоследствии термин прижился и потерял негативную окраску. А картина Моне «Впечатление. Восход солнца» находится в парижском музее Мармоттен.
 
Реакция публики была довольно неутешительной. Некоторые зрители смеялись над полотнами импрессионистов, другие - недоумевали. По словам Ренуара, их «больше всего отталкивало в картинах отсутствие всего, что привыкли видеть в музеях». Критики были не более милосердны. Некоторые обвиняли художников в аморальности, в том, что они не видят социальных проблем, и что все светло и ясно на их полотнах.
 
Однако среди полных возмущения оценок произведений нового направления были и те, что достаточно точно определили новую манеру импрессионистов. Например, Жюль Дюпре заметил, что «теперь пишут, как видят: даже не подготовляют холстов…».
 
Импрессионисты открыли для искусства много новых тем, они же разработали самостоятельный жанр городского пейзажа. После выставки 1875 года заговорили о манере письма до импрессионизма и после.
 
Основной особенностью техники импрессионистов стал отказ от контура. Импрессионисты писали контрастными мазками разных цветов, они добивались необходимого эффекта не смешения красок на палитре, а плотным наложением на полотне различных цветов. В качестве ярчайших примеров импрессионизма принято называть картины Клода Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».